Когда рождается малыш, перед молодой мамой встает множество вопросов, и один из них — как изменится ее образ жизни? Насколько менее активной и ограниченной в передвижениях ей предстоит стать? Все решают этот вопрос по-разному, и многие уже знают, что сейчас из этой проблемы есть прекрасный выход — слинги. Идеально для ребенка, удобно для мамы. А задумывались ли вы о том, сколько лет этому чудесному изобретению? Маленький ребенок  создан для того, чтобы его носили на руках. Чувствовать материнское тепло, стук сердца и ее дыхание для него не менее важно, чем удовлетворение физиологических потребностей. Тысячи лет назад наши пра-пра-праматери это знали.

Но как, в чем носить малыша? Ведь нашим предкам  тоже нужно было заниматься обустройством своего быта, добычей пропитания. Когда-то очень давно наши пра-пра-праматери использовали перевязь, в которой носили своих малышей. Сначала их делали из шкур убитых зверей, а затем из ткани. Жизненная сила и мудрость этой традиции подобна чуду — ведь она дошла до наших времен, несмотря на то, что ее истоки уходят глубоко корнями в толщу лет и берут начало на заре зарождения человечества.

Одно из самых древних изображений лоскутной перевязи для ношения детей относится к первому тысячелетию до нашей эры. Оно было найдено в гробнице Монтуемхата, верховного жреца бога Амона,  в западной части Фив.

В то время (примерно около 720 года до н. э.) в Египте фактически правили женщины — «жены бога» (дочери фараонов). И, конечно, около слабой женщины всегда оказывался верный друг. При жене бога Нитокрис возвысился жрец Монтуемхат,  ставший фактическим властелином Фив. Это в его гробнице были найдены изображения быта женщин, и в частности, интересующий нас рельеф с изображением слинга.

Средние века: от слинга к коляске

Последующие упоминания о слинге в нашем понимании этого слова приходятся на начало XIII века, преддверие эпохи Возрождения. На фресках капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306) флорентийский художник и архитектор Джотто ди Бондоне (ок. 1266 или 1276-1337) изобразил сцены из жизни Христа и Богоматери. На некоторых из них запечатлено бегство в Египет святого семейства. Художник определенно учел особенности одежд того времени, и для него было очень естественным, что Мария несет младенца на себе.

Изображение женщин, несущих младенца в перевязи, мы находим и позднее: в полотнах XVI века итальянских живописцов Пеллегрино Тибальди и Андреа Ансальдо.

Сохранились изображения женщин в традиционных сельских костюмах, с любовью глядящих на детей, которых они несут в перевязях. К примеру, Рембрандт запечатлел женщину с ребенком, привязанным к её спине (XVII век). В сельской местности для ношения детей использовались не только лоскутные перевязи — некоторая верхняя одежда предполагала конструкцию, позволяющую носить в ней ребенка легко и удобно.

Автор Екатерина Полянская, фото Татьяны Тактаевой.Автор Екатерина Полянская, фото Татьяны Тактаевой.

Прототипы подобных перевязей и одежды можно найти в культуре практически всех народов. На Руси детей нередко носили в подоле, платках, просто перевязях или даже плетеных коробах. Помните известную фразу «принести в подоле»? В некоторых регионах (в частности, Смоленская обл.) подолом называли не только низ платья или юбки, но и особый вид передника, в котором можно было носить младенца. Ношение ребенка в подоле было обычным делом, с ним ходили в поле, в лес по грибы и ягоды. Старшие девочки часто носили младших детей на бедре.

Многие народы Африки, Азии, а также цыгане и поныне носят малышей на себе в лоскутах и платках, а, к примеру, у эскимосов есть особая одежда - амаути, парка для ношения малыша .

В ХIХ веке в высших слоях обществаскладывается особая идеология воспитания, пропагандирующая дистанцию и отчужденность в отношениях родителей и детей с целью не избаловать ребенка и подготовить его к тяготам жизни. Некоторую роль в этом сыграло появление колясок. В 1840г. для английской королевы Виктории была создана коляска, и теперь королева могла сама гулять с ребенком, без необходимости нести ребенка на руках — работы, достойной кормилицы. Мода на коляски стала активно распространяться. Женщинам захотелось быть «не хуже чем королева». Отсутствие необходимости заботиться о ребенке стало признаком состоятельной и благополучной семьи, количество прислуги которой позволяет растить ребенка. Таким образом, няньки с детскими колясками заполнили улицы и парки городов, где строительство дорог и улиц шло быстрее, чем в сельской местности. И детская коляска стала признаком огромного расстояния, разделявшего ребенка и мать высших сословий.

Примерно тогда же появилась мода на отдельные кроватки и отдельные спальни для малышей. Бурное развитие промышленности привело к появлению красивых спален, кроватей, и наличие отдельной спальни для ребенка стало символом высокого благосостояния семьи.

Слингоношение в цивилизованных странах было практически забыто, и если слинги где-то и использовались, то, видимо, в каких-то сельских глубинках, а также в малоцивилизанных странах и различных племенах и народностях, ведущих приближенный к естественной природе стиль жизни.

Возрождение слингоношения в цивилизованных странах

Возрождение традиции носить детей в перевязях началось во второй половине ХХ века. Его первоистоки, видимо, следует искать в растущем интересе к социальному быту малоцивилизованных племен и народностей Африки, Тибета и др. Появились сравнительные исследования различных параметров развития детей, живущих в условиях цивилизации и в условиях, приближенных к естественной природе.

Франция. В 1956 г . француженка Марсель Же Бер проводила исследования в Уганде и получила неожиданные результаты. Оказалось, что по уровню психического и физического развития маленькие африканцы из бедных семей в первые годы жизни намного обгоняют европейских детей (позже маленькие европейцы догоняют их благодаря достижениям цивилизации). И чем младше был ребенок, тем больше разрыв в показателях. Как выяснилось, причиной этого явления стала разница в стиле воспитания ребенка европейской и африканской мамой. Мама-африканка не держит малыша в кроватке, не возит в коляске и не сажает в манеж. С рождения малыш находится на спине у мамы, привязанный к ней платком или куском материи. Ребенок познает мир, видя то, что видит мать, постоянно слыша ее голос, он участвует в ее жизни, засыпает и просыпается вместе с ней. Благодаря близости к маме малыш более спокоен и получает богатый материал для развития всех органов чувств, что приводит к ускорению темпов психического и физического развития.

Америка . Чуть позднее американские педиатры, родители восьмерых детей, Уильям и Марта Серз присутствовали на конференции с участием родителей из многих стран мира, где они побеседовали с двумя женщинами из Замбии, носивших своих детей на лямках, предусмотренных национальной одеждой. Серзы заинтересовались, почему в Замбии принято большую часть дня носить детей с собой? Одна женщина ответила: «Это облегчает жизнь матери». А другая добавила: «И для ребенка так лучше». В 1985 году Серзы начали исследование, стремясь обосновать положительные эффекты, связанные с ношением ребенка.

У. и М. Серз: «Перепробовав множество способов ношения детей и приспособлений для этого, нагуляв много миль со своими собственными детьми и наблюдая за другими родителями мы поняли, почему в западных странах у матерей не принято носить на себе детей: просто им неудобно пользоваться имеющимися приспособлениями. У других же народов детей носят, применяя длинный лоскут, конец которого в виде лямки перебрасывают через плечо. Такой лоскут выглядит как часть национального одеяния, а часто и является таковым.» В результате нескольких лет изучения разных конструкций и всевозможных приспособлений, поддерживающих ребенка Серзы пришли к мнению, что слинг именно такой конструкции наиболее удобен и прост в обращении.

Несколько лет назад в США традиция носить малышей в перевязи удостоилась особой чести: она вошла в «золотой запас» Америки в буквальном смысле этот слова. Речь идет о так называемом «золотом долларе США», на котором изображена Сакагавеа (Sacagawea) — индейская женщина из племени шошонов, которая, неся собственного сына-младенца на спине, прошла тысячи миль с первой трансамериканской экспедицией Льюиса и Кларка (1804-1806) от Западного до Восточного побережья Северной Америки и обратно.

Сакагавеа оказалась очень полезной экспедиции. Ее сила духа перед лицом опасностей и лишений позже стала легендарной. Присутствие индейской женщины и ребенка в экспедиции помогало улучшить отношение к отряду со стороны индейских племен и Кларк, один из руководителей экспедиции, нередко говорил, что «женщина в отряде мужчин — символ мира». (Полный текст истории о Сакагавеа здесь ).

Германия. История детской перевязи DIDYMOS (Германия) начинается в 1971 году с двух близнецов — Лайзы и Тины (didymos — «близнецы» в переводе с греческого). Эрика Хоффман, создатель всемирно известной слинго-марки Дидимос, и мама  близнецов, в один прекрасный день устала от горы невыполненной работы по дому, и решилась привязать к себе своих малышей, как это всегда делали женщины в других частях света в течение уже многих столетий. Ее давно захватывали истории о матерях из дальних стран, легко выполнявших свою повседневную работу, примотав к себе ребёнка. У Эрики была перевязь из Центральной Америки, но поскольку она казалась ей слишком экзотичной, она поначалу прятала её в комод. Тем не менее эффект превзошел все ее ожидания, она стала успевать и сделать дела по дому, и пообщаться с детьми. Эрика разработала фирменную модель слинга-шарфа, который получил название Дидимос. Сейчас шарфы «Дидимос» по праву называют «роллс-ройс среди слингов». Они сделаны из специальной жаккардовой ткани, которую сам «Дидимос» и ткет.

В разных странах мира многие мамы, психологи и врачи начали использовать и рекомендовать ношение детей в лоскутных перевязях, организовывать производства различных видов перевязей для ношения ребенка. Вошло в обиход слово «слинг», которое произошло от англ. to sling — вешать через плечо и стало обозначать «перевязь, используемая для переноски ребёнка».

Слинги в России

Еще 9 лет назад в России была совершенно иная ситуация со слингами, и даже мам с кенгурушками все прохожие провожали удивленными взглядами и комментариями. О слингах тогда еще никто ничего не знал, разве что только с англоязычных сайтов и через знакомых из-за границы. Толчок к развитию слингоношения в России дало активное распространение идей о естественном/сознательном родительстве («стиль жизнеустройства и поведения родителей, наиболее отвечающий естественным потребностям ребёнка» — Wikipedia).

Один из самых первых слингов в России появился в родительской школе «Драгоценность» (Москва) у директора школы — Постновой Юлии. Этот слинг был подарен Юле из-за границы и передавался от мамочки к мамочке по наследству. Так получилось, что на занятия в «Драгоценность» сначала в период беременности, а потом со своей дочкой, ходила Попова Елена — впоследствии первый производитель слингов в России (слинги «Баюшка»). Именно там она впервые и увидела слинг.

Елена : «Меня тогда очень поразила простота и удобство слинга одновременно. Я сшила по памяти слинг в подарок своей сестре, а потом меня попросили шить слинги для «Драгоценности». При всей простоте конструкции, запомнила я ее весьма приблизительно, поэтому в процессе шитья родилась фактически своя конструкция на заданную тему. С тех пор она сильно изменилась и потихоньку совершенствуется, благодаря нашему уже многолетнему опыту и советам мам, которые слингами пользуются».

Так «Баюшка» стала первым российским производителем слингов на кольцах. В 1998 году появился сайт в интернете, а через 2 года работы появилось само название «Баюшка» и логотип. В 2001 году в журнале «Лиза — мой ребенок» была опубликована первая статья о слингах «Баюшка». Это была первая  в России статья о слингах. (Оригинал статьи вы можете найти здесь )

Примерно в то же время в России появилась чудесная книга Уильяма и Марты Серз «Ваш ребенок от 0 до 2-х лет». Сайт «Баюшки» и книга Серзов на тот момент были единственной русскоязычной информацией про слинг.

Многие матери, узнав о таком способе ношения детей, были полны сомнений — а это удобно? А я такого нигде не видела! А там же ребенок скрючен?! А как на меня люди посмотрят? Однако попробовав, сомнения рассеивались, ведь чувство свободы и комфорта для мамы и малыша открывало совершенно новые горизонты в их совместной  жизни.

Eлена : «Сначала шила слинги я сама, потом одна надомная швея, потом две, потом три. Сейчас шьем в ателье под городом Владимиром, очень прекрасное, спокойное место. А обстановка, в которой вещь изготавливается, конечно, влияет на ощущение от вещи. А дети, они же чувствительные! И это хорошо. У нас стали появляться представители в разных городах России. Я заметила, что в больших городах новый способ ношения воспринимался быстрее и более охотно. Удобно маме — значит хорошо, я буду пользоваться. В маленьких городах, как ни удивительно, было больше сомнений и мамы больше стеснялись носить ребенка таким необычным способом».

Распространение слингов подхватили ребята из Димитровграда. Сначала они взялись распространять «Баюшки», но поняли, что выгоднее организовать свое производство, и так и поступили. Так появилась «Берегиня» .

В республиках СНГ также стали открываться самостоятельные производства, т.к. пересылать слинги и деньги через границу было долго, дорого и неудобно. По подсказке Елены ее подруга стала делать слинги «Макошь» в Киеве на Украине, открылись производства в Белоруссии и Молдавии.

В 2004 году появились питерские слинги Velina. Диана (основатель) — «модница», ее не устраивали слинги, которые были на рынке, и она стала шить красивые и стильные слинги, а также слинги к вечерним платьям. Первоначально Velina была представлена сайтом www.babysling.ru , сейчас она гордо именуется ООО «Velina», и в ее ведении три сайта:

  1. www.velina.ru - флагман (слинги разных производителей, широкий спектр продукции для детей и мам, в том числе импортное производство)
  2. www.babysling.ru - слинги с кольцами и май-слинги производства Велина, подушки для кормления и одежда для кормления.
  3. www.sling-sharf.ru - слинги-шарфы, производители Юджи, Дидимос, и Оранжевая мама.

В 2004 году летом была основана «Оранжевая Мама» . Cначала она занималась распространением «Берегинь» в Зеленограде и Москве, а в октябре 2004 года была закуплена первая партия Баюшек на продажу. Тогда же «Оранжевой мамы» появился сайт, ныне известный многим мамам как сайт естественного, гармоничного родительства с симпатичным лозунгом: «Дети — это весело!».

Марианна, основатель «Оранжевой мамы» : «Я очень уважаю книгу Ледлофф, и много бывала на форуме ледлоффцев, в основном там общаются американки. Они часто писали про слинги-шарфы, и я поняла, что это очень удобно и надо тоже такие делать. Так, зимой 2005 года в России появились первые слинги-шарфы. Тогда же, в декабре 2004-январе 2005 года начался импортДидимосов в Россию. Это сделала Оксана Морару. Так что российское шарфопользование началось с Дидимоса и Омамы, и мы так и продолжаем дружить».

Первыми покупательницами стали рожановские мамочки, там же общались Марианна и Оксана, обсуждали и делились способами ношения. В июле 2005 года слинги-шарфы появились в Питере. Впервые на российском рынке «Юджи» представила бязевые и флисовые модели. А затем слинги-шарфы стали завоевывать все больше симпатий и начали появляться и в других городах России.

Идея футболок для кормящих мам возникла у Оксаны Морару, и она предложила «Оранжевой маме» их шить. Первая партия вышла осенью 2005 года. В 2006 году появились «Мамины Секреты» , а потом и все остальные.

Так постепенно информация стала распространяться, стало появляться все больше сайтов о слингах, производителей, и сейчас мы уже видим огромное разнообразие слингов: слинги -шарфы, и май-слинги, и слинг-труба, слинги с бортиками и без. Теперь их сравнивают, выбирают: какой вид слинга в каком возрасте и для чего удобнее.

Автор — Корнилова Алла
Томск, 2007

Источник: http://mama.tomsk.ru/baby/handing/sling3/